Орловские учителя приняли участие в работе Съезда учителей предметной области «Искусство».

Съезд проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии образования, Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство», в рамках организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях методического обеспечения реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Съезд проводил Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Промежуточные результаты реализации концепции преподавания предметной области «Искусство»;
  2. Оценка качества обучения по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»;
  3. Проект Стратегии развития художественного образования и эстетического воспитания в Российской Федерации до 2030 г.

В работе съезда приняли участие свыше 4000 учителей из всех регионов России. Участников съезда приветствовал Басюк В.С., заместитель Министра просвещения РФ, Машков В.Л., актер, режиссер, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, Народный артист РФ, Заслуженный артист РФ и другие высокопоставленные лица. В своём выступлении Виктор Басюк отметил особую роль уроков искусства в системе школьного образования: «Сегодня воспитание становится важнейшим направлением работы школы, а искусство и педагогика искусства имеют огромный воспитательный потенциал», – сказал он.

Звучала обеспокоенность спикеров судьбами учебных предметов эстетического цикла. Особую боль вызвало исчезновение из основных образовательных программ образовательных организаций на уровне среднего общего образования учебного предмета «Мировая художественная культура», несмотря на его роль в завершении общего образования школьников и незаменимость в их подготовке к государственной итоговой аттестации по гуманитарным и общественным наукам. Это явление нарушает реализацию Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях РФ, принятой 29 декабря 2018 г., в которой закреплена преемственность и непрерывность преподавания учебных предметов на всех уровнях общего образования. Участник съезда Мелик-Пашаев А.А., дирижер, доктор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Искусство в школе» отметил: «МХК – это уникальное и приоритетное достижение нашей педагогики. Как его преподавать – это обсуждаемо, а ценность его – безусловна. Его «выдавливание» из школы – вредное проявление начальственного невежества!»

Черниговская Т.В., директор Института когнитивных исследований ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», доктор биологических и филологических наук, член-корреспондент РАО, г. Санкт-Петебурга,  подчеркнула важность для человека овладения искусством с ранних лет, поскольку именно это занятие формирует креативность, которая в условиях современности является важнейшим требованием. «Искусство – не десерт! Это абсолютная необходимость!».

Выступая на экспертной сессии «Стратегические ориентиры художественного образования и эстетического воспитания в Российской Федерации», директор Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Екатерина Акишина указала на значимость занятий искусством для реализации национального проекта «Образование» и достижения высоких результатов PISA (международной программы по оценке образовательных достижений учащихся). Эксперты предложили сформировать рабочую группу по разработке критериев оценки качества художественного образования в общеобразовательных организациях.

Невероятный по активности диалог образовался в чате на интернет-платформе, где проходил съезд. В нем педагоги развернули обсуждение наболевших проблем, единых на всем образовательном пространстве РФ. Учителя благодарили организаторов за возможность собраться на этой площадке и включиться в обсуждение актуальных вопросов, фиксацию своих предложений в разработку стратегических ориентиров художественного образования и эстетического воспитания в РФ. В съезде приняли участие учителя и директора школ, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, преподаватели региональных институтов повышения квалификации и педагогических университетов, представители ассоциаций учителей предметной области «Искусство».

Посмотреть запись мероприятия: https://www.youtube.com/watch?v=UbxbA_S7l0U

 

Отчет подготовила – Пелепейченко Е.С., методист отдела дополнительного образования и предметной области «Искусство» БУ ОО ДПО «Институт развития образования».